Главная » 2009 » Декабрь » 14 » СТРОИТЕЛЬНАЯ ГВАРДИЯ РОССИИ
18:50 СТРОИТЕЛЬНАЯ ГВАРДИЯ РОССИИ |
СТРОИТЕЛЬНАЯ ГВАРДИЯ РОССИИ
На протяжении десятилетий деятельность Главного управление специального строительства (ГУСС) Министерства обороны РФ была скрыта завесой секретности. Эта организация в погонах представляет собой своего рода строительную гвардию военного ведомства и специализируется на возведении военных объектов особой государственной важности - командных пунктов, противоатомных убежищ, космодромов, военно-морских баз, позиций ракетных комплексов, закрытых военных городков. Причем, как правило, в таких труднодоступных местах, куда гражданского специалиста и коммерсанта никакими доходами не заманишь.
В преддверии 55-летия военно-строительного комплекса России обозреватель "РВ" встретился с недавно назначенным на должность начальником Главного управления специального строительства MО РФ Сергеем Николаевичем ДВУЛУЧАНСКИМ и попросил его рассказать об истории главка, сегодняшнем дне и перспективах развития.
- Сергей Николаевич, какие стройки страны являются своего рода "визитной карточкой" вашего главка? Что построено за прошедшие десятилетия?
- Я назову всего три объекта, которые возводил наш главк, и вы сразу ощутите масштаб и значение выполненных нами работ. Это космодром Байконур, атомный полигон под Семипалатинском и испытательный полигон на Новой Земле. Добавьте к этому еще самый северный космодром Плесецк, ракетные полигоны Капустин Яр, Сары Шаган, Балхаш, более десяти уникальных систем противодействия ракетному нападению и контролю за космическим пространством (типа системы в Скрунде), более 300 ракетных комплексов стратегического назначения, около трех десятков крупных портов и баз надводных и подводных кораблей...
Колоссальный опыт приобрели строители ГУССа в создании сети позиционных районов базирования баллистических ракет стратегического назначения и систем противоракетной обороны на огромной территории - от Дальнего Востока до Калининграда, от Заполярья до Таджикистана и Закавказья. Пожалуй, нет сегодня в России да и в мире другой такой организации, способной выполнять сложнейшие специальные строительные задачи, объединяющей в единый четкий механизм многочисленные НИИ, испытательные полигоны, экспериментальные и серийные заводы оборонного комплекса, арсеналы, инженерную инфраструктуру.
Мы как-то подсчитали, и оказалось, что нами и нашими предшественниками возведено
более 30 000 объектов. Причем не только у нас в странах, но и в 15 странах
за рубежом.
- Все стройки связаны с обороной страны?
- Не только. Для многих, наверное, будет откровением узнать, что батальоны специального строительства причастны к возведению текстильных фабрик в Иваново, фабрики пуховых платков в Оренбурге, аэропортов Внуково и Шереметьево. Говорят, идея привлечь "армейский строительный спецназ" - ГУСС МО - к строительству и реконструкции важных народнохозяйственных объектов исходила лично от председателя Совмина СССР Алексея Косыгина. Он не понаслышке знал о возможностях элитных строительных частей. И не ошибся в выборе.
Военные строители приняли активное участие в строительстве дорог России. Весной 1971 года на базе нашего и других главков были сформированы четыре дорожно-строительные бригады, они прокладывали дороги с твердым покрытием в Забайкалье, на Дальнем Востоке и в Казахстане.
Нами выполнена и большая программа по жилищному строительству - около 12,5 млн. кв. м жилья. Возведено 4 стотысячных города ( Ленинск, Мирный, Капустин Яр, Приозерск) и более 200 городков с инфраструктурой, как правило, в самых отдаленных районах страны - в тундре, пустыне, тайге, горах.
- Сергей Николаевич, вы начинали службу в те времена, когда ГУСС, наверное, не знал проблем с кадрами, стройматериалами, заказами. Теперь ситуация изменилась. Сложнее стало работать?
- Времена сегодня, конечно, иные. В мою лейтенантскую юность военно-строительные части были загружены работой, как говорится, на все 110%. Поражал масштаб и размах выполняемых работ. Система управления позволяла в кротчайшие сроки концентрировать на ударных стройках в любой точке необъятной когда-то страны максимальное количество сил и средств. К примеру, на Байконуре в разгар работ по возведению обслуживающей инфраструктуры ракетно- космического комплекса "Энергия-Буран" одновременно день и ночь трудились до 100 военно-строительных отрядов. Это десятки и десятки тысяч людей.
- В каком состоянии находится ГУСС сегодня и какие задачи решает? Как говорится, есть ли еще порох в пороховницах?
- У нас работают и служат около 100 000 человек. Для сравнения скажу, что еще лет 15 назад на стройках ГУССа МО РФ трудилось более 350 000 человек.
В состав главка входит около 24 крупных строительно-монтажных организаций в 42 регионах страны. Их производственные мощности позволяют выполнить любые задачи, поставленные Президентом страны, Правительством и министром обороны. Речь, понятно, идет о специальных сложных проектах, включая проходнические и подводные, для самого широкого спектра отраслей промышленности.
Из наиболее важных задач я бы выделил строительство и реконструкцию специальных объектов на космодроме Плесецк, в Зелекчукске, Энгельсе, Шиханах, на Новой Земле, радиолокационной станции в Барановичах, постановку на боевое дежурство ракетных комплексов "Тополь М".
Особое внимание уделяется реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) по обустройству войск и переводу их на контрактную службу в округах и на флоте. Сегодня, как известно, в армии служат около 136 000 бесквартирных офицеров и прапорщиков. Так, в прошлом году было построено 107 домов на 6 789 квартир и 9 общежитий на 648 мест общей площадью 447,2 тысячи кв. м жилья. В этом году планируем ввести в строй 81 жилой дом на 5415 квартир и 6 общежитий на 388 мест общей площадью 356,2 тысячи кв. м.
Выполнена задача по строительству военных городков Черех и Завеличье (27 объектов служебно-казарменной зоны и 4 жилых домов на 365 квартир), предназначенных для контрактников 76-й воздушно-десантной дивизии в Пскове. Работы по обустройству этого соединения будут продолжены и в этом году: предстоит построить для контрактников более 100 квартир, учебный корпус на 60 классов, завершить реконструкцию аэромобильного госпиталя, ввести одно солдатское общежитие.
Причем хочу развеять миф о том, что военные строители строят медленно, дорого и некачественно. Стоимость квадратного метра жилья, возведенного специалистами ГУССа в прошлом году, была на 13,4% дешевле, чем в среднем по Российской Федерации. И это при соблюдении установленных сроков и качества строительства.
- В последние годы в историю ГУССа вписана еще одна славная страница, о которой, кстати, многие не знают: военные строители внесли решающий вклад в создание военной инфраструктуры Чечни.
- Работы по обустройству частей и подразделений, прежде всего 42-й гвардейской мотострелковой дивизии, были начаты буквально с первых дней антитеррористической операции. Со всей страны на Северный Кавказ перебрасывались военные строители. Через несколько месяцев в Чечне была создана мощная строительная группировка, которая включала в себя 3 военно-строительных управления и 6 военно-строительных батальона, мощную технику, ремонтные и железобетонные заводы, базы, гаражи.
Буквально с колес военные строители начали военные городки и всю инфраструктуру для дислокации четырех полков в Ханкале, где размещаются, кроме того, штаб дивизии и специальные части, а также создать нормальные бытовые условия для пограничников Итум-Калинского пограничного отряда. Чуть позже военные строители приступили к обустройству границы, гарнизонов в Ведено, Грозном и в Ингушетии.
- Работа в экстремальных условиях, наверное, потребовала от военных строителей перестроить организационно-штатную структуру, формы и методы работы?
- Действительно, пришлось адекватно реагировать на обстановку. В штат каждого военно-строительного батальона введены взводы и роты охраны, созданы комендатуры. Особое внимание уделяется безопасности в горных районах республики. Строительство здесь немыслимо без регулярного подвоза материалов. С командованием группировки согласуются маршруты движения колонн, боевое прикрытие и охранение, включающее иногда даже вертолеты. Каждая машина строителей имеет яркую строительную символику. Мол, мы везем мирный груз. По опыту войны в Афганистане известно, что моджахеды не трогали безобидных строителей. Однако в Чечне у бандитов другие правила... Правда, и тут мы стараемся находить выход из сложного положения. Так, нанимаем для провозки грузов местных водителей, строителей, что облегчает нам выполнение задач и в целом создает благоприятную обстановку во взаимоотношении военных с местными жителями.
- На обустройство Чечни, как известно, выделены немалые средства. Как налажен контроль за их расходованием?
- Практически ежемесячно в Чечню выезжают комиссии, которые на месте самым тщательным образом проверяют, на что были потрачены деньги, на какие материалы, вплоть до каждого мешка цемента, каждой доски.
- Будет ли продолжены работы по обустройству военной инфраструктуры Чечни?
- Перед нами стоит задача выполнить строительно-монтажные работы в гарнизонах Ханкала, Шали, Борзой, Ведено, в том числе ввести в строй военный госпиталь в Моздоке, а также продолжить обустройство мотострелкового полка в гарнизоне Троицкое республики Ингушетия. Всего освоить более 2 млрд. рублей.
Впрочем, повторюсь, Чечня для нас лишь небольшой, локальный участок масштабного фронта работ по созданию оборонного щита России и укреплению целостности государства.
- Какие уроки из прошедших, особенно в последние годы, реформ военно-строительного комплекса, выполнения поставленных задач вы для себя извлекли?
- Прежде всего, я убежден в том, что в России должен существовать мощный военно-строительный комплекс. Еще не так давно в Министерстве обороны существовало три крупных строительных главка и главк строительной промышленности. Потом по решению Правительства РФ прошло их акционирование, приватизация. Оптимизированный военно-строительный комплекс стал мобильнее, компактнее и как нельзя кстати оказался востребованным с сохранившимися кадрами и мощностями в ходе чеченской кампании.
Кстати, большая заслуга в том, что удалось сохранить костяк военно-строительного комплекса - Главное управление специального строительства МО РФ, принадлежит нынешнему начальнику строительства и расквартирования войск РФ генерал-полковнику Анатолию Владимировичу Гребенюку. Приведу только один пример. В свое время одним из самых мощных строительных управлений в системе ГУССа был 57-й УИР, дислоцирующийся в Плесецке. В середине 90-х годов он подвергся тотальному сокращению. Анатолий Владимирович сделал все возможное для того, чтобы сохранить тот минимум сил и средств, на базе которых можно быстро развернуть новые строительные части и подразделения. И когда несколько лет назад Президент России принял решение о развитии космодрома Плесецк и переносе сюда большей части коммерческих пусков с Байконура, военные строители в короткие сроки нарастили мощности и развернули полномасштабные работы на ракетных комплексах "Ангара", "Союз", по реконструкции местного аэропорта, способного принимать тяжелые самолеты.
Пока существует Россия - мощное государство, с которым считаются в мире, до тех пор ей нужны будут такие мобильные, прекрасно оснащенные и преданные Родине подразделения военных строителей. Своего рода стратегический строительный спецназ страны - Главное управление специального строительства Министерства обороны.
Беседовал Василий ЛАВРЕНЮК.
//Источник информации: Российские вести //Дата источника: 23.06.2004
|
Просмотров: 3131 |
Добавил: Mihkel
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|