Россия - ЕС: глобальное значение отношений.
В конце самого напряженного дня визита в Брюссель премьер Виктор Черномырдин осматривал исторический центр бельгийской столицы. И неожиданно посетовал, что за делами так и не успел попробовать знаменитого здешнего пива - национальной гордости бельгийцев.
Брюссель - один из ведущих важных торговых партнеров России в Европе.Что касается нас, то уже в течение многих лет мы продаем Бельгии по-прежнему в основном необработанные алмазы, нефть и нефтепродукты, цветные и черные металлы, продукцию химии. машины и оборудование составляют небольшую часть объема российских товаров.
Весь Европейский союз пока остается для нас ярко выраженным нетто-импортером энергетических и сырьевых товаров. В обороте с ЕС они составляют примерно две трети. С одной стороны, причина в неконкурентоспособности многих видов нашей продукции. Даже порой совсем низкие экспортные цены не делают ее более привлекательной для европейских потребителей.
С другой - на Западе опасаются наплыва дешевой российской продукции и вводят антидемпинговые меры, ограничивают количество ввозимых изделий из России.
Вместе с тем, располагая мощным промышленным, финансовым, торговым, инвестиционным и научным потенциалом, Европейский союз будет иметь всевозрастающее значение во внешних связях России.
Не случайно в совместном заявлении по итогам переговоров отмечена "глобальная значимость" отношений между Россией и ЕС.
Пониманием этого были обусловлены выступления и заявления Виктора Черномырдина в Брюсселе, достаточно сдержанные и взвешенные. Эмоции отчасти проявлялись разве что, когда речь шла о непризнании российской экономики рыночной, в которой доля негосударственного сектора достигает 70 процентов. Такой подход российская сторона расценивает как дискриминационный. Виктор Черномырдин заявил, что Россиия хотела бы рассчитывать на изменение этой позиции и получить от ЕС "импульс на опережение" в формировании дальнейших двусторонних отношений. Впрочем, и российский премьер, и председатель Еврокомиссии Жак Сантер почеркнули, что в этом смысле наметилось некоторое понимание со стороны ЕС, что и записано в совместном заявлении.
Говоря об антидемпинговых мерах в отношении России, Виктор Черномырдин признал, что исключить их полностью нельзя, они всегда применялись в международной торговой практике. Однако на данном этапе своих экономических реформ российская сторона считала бы справедливым менее жесткий подход.
Обе стороны подчеркивали свою нацеленность на новые области сотрудничества, которые "будут определять будущее". Одна из них - подключение России к работе над созданием информационного общества.
Виктор ОНУЧКО, Александр ШИШЛО, корр. РИА "Новости" - специально для "РВ".
Брюссель.
|